Optimal projecting of adaptive training technics for specialists in corporate educational environment

Petr Ovchinnikov, Aleksandr Tkachev

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 1 / January, 2011

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=15578230
Cited: 2 by 07.12.2023

Abstract:
The task of the article is to examine the optimal projecting of educational technics in the institutes of higher education. These technics presuppose joint participation of university, employers and trainees should. It is shown that such optimal projecting with the use of fuzzy estimation tools comes to integral programming with Boolean variable.

Keywords: corporate educational environment, adaptive educationaltechnique, qualification units, fuzzy estimation, trapezoid functions, linguisticvariables, estimates aggregation, integral programming



Задача подготовки квалифицированных специалистов, адаптированных к требованиям современной экономики и производства, должна решаться на системной основе с участием всех заинтересованных сторон (вузов, работодателей, обучаемых).

При этом для погружения обучаемого в производственную среду необходимо создать и обеспечить эффективное функционирование различных корпоративных структур, поддерживающих образовательно-производственное взаимодействие, организовать разработку и реализацию комплексных стратегий и программ развития персонала вузов и предприятий-партнеров. Оптимальным способом решения такой задачи для университета является организация на его базе корпоративной образовательной среды (КОС). Университет становится ядром КОС, вокруг которого объединяются предприятия и организации-партнеры, сгруппированные по отраслевому признаку.

Траектория образования

Образовательная траектория, реализуемая в рамках КОС, является вариативной, строится в соответствии с потребностями работодателей, экономики (с учетом регионального и отраслевого аспектов), самих обучаемых; предусматривает профилизацию и индивидуализацию. Организацию корпоративной подготовки специалистов, реализуемой в рамках КОС, иллюстрирует рис. 1.

Рис. 1. Элементы адаптивной образовательно-профессиональной траектории

В каждой точке контроля-ветвления образовательной траектории университет и предприятия-партнеры должны совместно оценивать степень текущей подготовленности обучаемого, сравнивая ее с некоторым согласованным эталоном. Для конкретизации понятия профессиональной компетенции введем в рассмотрение понятие компетентностной квалификационной единицы (ККЕ), которая представляет собой набор качеств обучаемого, характеризующий его способность выполнять ту или иную профессиональную функцию и имеющий количественную оценку. Квалификационная единица при таком подходе может рассматриваться наглядной характеристикой одной или нескольких профессиональных компетенций.

Модель квалификации

Обобщенную квалификационную модель специалиста опишем в лингвистической форме – .

Здесь: Кm – лингвистическое описание ККЕ; - номер ККЕ в наборе; М – общее число ККЕ в наборе.

Поставим в соответствие каждому элементу набора Кm числовую оценку, отражающую уровень соответствующей ККЕ. Введем в рассмотрение лингвистическую переменную Клm – «достигнутый обучаемым уровень ККЕ Кm». Оценку уровня ККЕ может осуществлять группа экспертов, включающая сотрудников университета и предприятий-партнеров.

Построим терм-множество лингвистической переменной – множество возможных вербальных оценок фактически сформированного уровня ККЕ Кm. Здесь: – вербальное значение лингвистической переменной, характеризующей уровень m-й ККЕ; J – количество оценочных уровней.

Универсальное терм-множество лингвистических оценок {Kлm} зададим следующим образом: {«отсутствие квалификации», «очень низкий уровень квалификации», «низкий уровень квалификации», «средний уровень квалификации», «высокий уровень квалификации», «очень высокий уровень квалификации»}. Терм-множеству лингвистической переменной поставим в соответствие множество числовых оценок. Здесь целесообразно применять 100-балльную числовую оценочную шкалу.

Пусть [Киm0; КиmТ ] – допустимый интервал балльных оценочных значений для ККЕ Кm, причем каждый интервал включает в себя полученные оценочные значения , где T – количество элементов в оценочном интервале. Построим набор функций, ставящих в соответствие оценочным выше терм-множества лингвистической переменной {Kлm}.

Зададим функции принадлежности в виде треугольных либо трапециевидных функций. В ходе их построения эксперты для каждого j-го значения лингвистической переменной { Kлmj} выделяют на интервале [Киm0; КиmТ ]граничные точки, которые задают вид трапециевидных функций. Общий вид таких функций приведен на рис. 2.

Рис. 2. Общий вид функций принадлежности, применяемых для оценки фактичес-кого уровня квалификационных единиц

Таким образом, если количественная оценка сформированного у обучаемого уровня квалификации Кm составляет Киmф баллов, то для каждого j- го квалификационного уровня может быть определено значение функции принадлежности η j (Киmф), отражающей степень соответствия квалификации обучаемого данному уровню. Для проведения дальнейших расчетов параметры η j (Киmф) целесообразно нормировать.

Далее экспертная группа каждому заданному вербально уровню ККЕ Кm ставит в соответствие некоторое число, характеризующее его соответствие предъявляемым требованиям. Для этого статистическим методом строятся функции принадлежности η(Kлm )


Страница обновлена: 04.06.2025 в 14:11:24